Почему пьют люди?

пьющийОтрывок из книги Хачикяна Х.К., Белова А.В. «Алкоголизм излечим!»

Путь к алкоголизму у каждого человека свой, ин­дивидуальный, но, перефразируя известную поговор­ку «Все дороги ведут в Рим», можно сказать: «Все пути привыкания к спиртному ведут к алкоголизму». Несмотря на различия развития зависимости от ал­коголя, в конце концов, они начинают укладываться в клинические понятия «алкоголизм первой стадии», «алкоголизм второй стадии», «алкоголизм третьей ста­дии», «алкогольное слабоумие».

Но до алкогольного слабоумия, дорогой читатель, доживают только единицы. Не все алкоголики дохо­дят до этого финала, умирают значительно раньше. У многих из них даже и в далеко запущенных стадиях болезни сохраняется индивидуальность психическо­го облика, своя особая структура личности, «пони­мание» того, что с ним происходит...

...Кому вредит алкоголик? Прежде всего, он вредит самому себе. Алкоголизм — это медленное самоубий­ство. Большинство алкоголиков понимают всю тяжесть последствий злоупотребления спиртными напитка­ми и вместе с тем продолжают мучить себя («убивать не до конца», медленно, но верно).

Почему люди пьют? На этот вопрос невозможно ответить однозначно. Несомненно, немаловажную роль играют социальные многовековые питейные традиции, согласно которым любое значительное со­бытие сопровождается ритуалом употребления спирт­ного. «Так принято! — отвечают обычно. — Таковы традиции нашего народа. Все пьют». Что ж? Это вер­но. Традиции вынуждают пить даже тех, кто этого не хочет. Пьет начальник, пьет подчиненный, пьет врач, пьет учитель, пьет студент, пьет крестьянин, пьет рабочий.

Только одни пьют по-черному, другие — умеренно и «культурно».

Призывать пить «культурно» по телевидению, в средствах массовой информации — это антинаучно и даже преступно! Нельзя считать при­знаком культуры употребление спиртных напитков, наоборот, это признак бескультурья.

Поначалу пьянство — обывательская, вредная при­вычка, которая проявляется в том, что люди на до­суге, при приеме гостей и т. д. начинают регулярно употреблять спиртные напитки. Поводов к употреб­лению спиртного много, и их легко находят люди с психологической зависимостью от алкоголя. Вот сти­хи шотландского поэта Р. Бернса, написанные мно­го лет тому назад и переведенные С.Я. Маршаком (1936 г.):

Для пьянства есть такие поводы:

Поминки, праздник, встреча, проводы,

Крестины, свадьба и развод,

Мороз, охота, Новый год,

Выздоровленье, новоселье,

Печаль, раскаянье, веселье,

Успех, награда, новый чин

И просто пьянство без причин.

Итак, сознательно или бессознательно, но пью­щие обязательно находят повод для выпивки и над­лежащую компанию. Все начинается с выпивки «толь­ко по поводу», с желания отдохнуть, встряхнуться, разговориться, забыть неприятности. Постепенно это желание закрепляется и подкрепляется аргументами: «Зачем отказываться? Тысячелетиями люди пьют — у всех народов свои напитки. Почему бы не рассла­биться в приятной компании? Я-то обета трезвости не давал!» Эти аргументы прикрывают безрадостность жизни человека, который вне попоек не может от­дохнуть, встряхнуться, разговориться, забыть непри­ятности, расслабиться и т.д.

На первых порах компания единомышленников почти всегда обязательна. Редко встречаются пьяни­цы-одиночки. Компания укрепляет веру пьющего че­ловека в общепринятое пьянство, помогает проти­востоять разумным предостережениям искренне бес­покоящихся о его судьбе близких людей. В «своей» компании не надо думать о том, чтобы уронить репу­тацию, здесь все объединены стремлением достичь состояния эйфории (в обиходе говорят: «кайфа»). В «своей» компании можно высказать и свою заветную идею, например, о несовершенстве людского рода, об отсутствии настоящей любви, о бессмысленности творческих порывов, о «суете сует». Казалось бы, че­ловек пьет «с идеей», а фактически формирует у себя психическую зависимость от алкоголя.

Алкоголиков отличают повышенная возбудимость, неустойчивость, недостаточный контроль за своим поведением. Многие из них до развития алкогольной болезни имели различные психические отклонения в виде эмоциональной неустойчивости, импульсив­ности, непереносимости стресса, склонности к де­прессии. А это выражается в пассивной жизненной позиции, в «уходе» от трудностей, в «бегстве» от ре­альности. Наиболее характерным качеством алкого­лика является искаженное отношение к самому себе.

Общим для многих алкоголиков оказываются низ­кий уровень самоуважения, ущемленное чувство соб­ственного достоинства, негативное отношение к соб­ственной деятельности, к своей жизни.

Генезис искаженного отношения к самому себе весьма сложен. Злоупотребление алкоголем ассоции­руется с одним из типов конфликта: зависимость — независимость. Зависимость — универсальная поведенческая установка, связанная с поисками помощи. Ре­бенок беспомощен от рождения, и удовлетворение его физических и психологических потребностей до­стигается с помощью взрослых. Вследствие длитель­ного периода беспомощности в начале жизненного пути у ребенка развивается поведение «поиска помо­щи», которое согласуется с воспитательной позици­ей родителей «давать эту помощь».

С развитием ребенка активная поведенческая по­зиция родителей «давать помощь» должна постепен­но затухать, и он все больше и больше должен про­являть самостоятельность при решении своих проблем. В семьях, где наблюдается низкий уровень терпимо­сти, потакания потребностям ребенка, и развивается напряженный конфликт зависимость — независимость.

Иначе говоря, люди, склонные к злоупотреблению алкоголем, в детстве испытывали затруднения: их дер­жали под строгим контролем и в то же время упрека­ли в отсутствии самостоятельности. Наряду с сильным стремлением быть независимым, «побыстрее стать взрослым» у них формировалось скрытое жела­ние продолжать быть зависимым ребенком. Налицо внутренний конфликт зависимости и независимости. Как его разрешить? Легкий способ — выпивка.

Но выпивка лишь временно уменьшает напряже­ние данного конфликта и, как правило, служит под­креплением поведения, направленного на достижение опьянения. Здесь прослеживается развитие лишь одной пары противоположных качеств характера че­ловека.

Однако существует целая система таких пар: эгоизм — альтруизм, смелость — трусость, стремление к новому — сохранение старого и т. д. Конфликт­ная напряженность, например, такой пары проти­воположных качеств, как любовь — ненависть, также может выступать психологической предпосылкой для развития алкогольной зависимости.

У многих людей критическими моментами в развитии потребности в опьянении становятся неблагополучная семейная си­туация, тяжелые эмоциональные отношения с же­ной (мужем). Ко всему прочему выбор профессио­нальной деятельности для кого-то мог быть неудач­ным, что ведет к частым эмоциональным перегруз­кам, переживаниям, конфликтам.

Складывается впечатление, что такие люди не знают самих себя в той мере, в какой это знание способствовало бы нахождению наиболее подходящих способов реализации жизненных целей и деятельности, которые позволяли бы раскрыть положительные, социально значимые качества их характера.

Алкоголь обладает еще одним коварным свойством: Для получения состояния эйфории дозу спиртного необходимо постоянно увеличивать. Начав пить, че­ловек с алкогольной зависимостью старается скорее достичь своей «дозы комфорта». Периодически пьющий человек незаметно для себя теряет чувство меры, превышает свою индивидуальную дозу и оказывается в состоянии алкогольного опьянения. В этом состоя­нии он утрачивает способность контролировать свои действия, оценивать обстановку: может уснуть в об­щественном транспорте, попасть под машину, упасть с балкона, совершать агрессивные действия и т. д.

Таким образом, когда желание выпить «по пово­ду» трансформируется в регулярное пьянство, тогда привычка приема спиртных напитков начинает пе­рерастать в хроническое заболевание — алкоголизм.

Алкоголик пьет уже не столько для того, чтобы вы­звать хорошее настроение, сколько для того, чтобы обеспечить себе терпимое существование в целом: «Я — живой человек и мне нужны положительные эмоции!»

Спору нет, положительные эмоции нужны каж­дому человеку. Тем более, что природа отводит ему не такой уж долгий век. Но чтобы утвердиться в мире, что-то познать в нем, ощутить себя звеном в непрекращающемся процессе развития человеческого рода, раскрыть все свои возможности (вот они, положи­тельные эмоции!), вовсе нет необходимости пить. Кро­ме того, под конец жизни, если не всему обществу, то хотя бы своим детям и внукам нужно передать свой жизненный опыт, известный только одному тебе. Ал­коголизм уводит человека с этого пути. Он находит более доступный источник положительных эмоций — хлебнул спиртного и мир прекрасен! Человек ли это? А может быть, крыса?

В 50-х годах XX века известный ученый Дж. Олдз проделал такой эксперимент. Подопытной крысе в головной мозг он вживлял тончайший электрод. Ры­чаг, нажатие на который посылало импульс в центр удовольствия, находился в помещении, где была крыса Здесь же для нее поставили кормушку с пищей и водой. Крыса, бегая из угла в угол, однажды случай­но нажала на рычаг и получила удовольствие. И вот крыса нажимает лапкой на рычаг раз, другой, со­тый, тысячный, забыв о пище и питье. Она уже дове­ла себя до истощения, но продолжает «переживать положительные эмоции». Искусственное удовольствие ей приятнее, чем удовлетворение естественной по­требности.

Не напоминает ли подопытную крысу алкоголик? Ведь и он не добывает себе положительных эмоций путями, которые уготовила ему природа или обще­ственная жизнь, а заменяет крысиный рычаг алко­голем. При этом еще и философствует, оправдывая свою психическую зависимость от алкоголя жизнен­ными обстоятельствами: дескать, теща ворчит, жена заела, начальник проходу не дает, дождь льет целый месяц, и вообще — не жизнь, а сплошные пробле­мы! Как тут не выпить?

На стадии физической зависимости с алкоголи­ком происходит вот что: сидящая в его душе «крыса» усердно нажимает и нажимает на рычаг, добывая фальшивые положительные эмоции. Писк «крысы» алкоголик порой принимает за голос своего разума. Если действие одной рюмки водки прекратилось, «крыса» начинает пищать: «Добавь еще! Добавь еще!» И так до вечера. Наутро снова похмелье, а к вечеру алкоголик-«крыса» опять хорош! Запой длится не­сколько дней (недель). Но в конце концов наступает и «край».

Нет, конечно же, человек — не крыса. Пьющий че­ловек способен остановиться. Он способен понять, что водка не только отнимает силу, но и притупляет ра­зум. Он способен услышать слова великого Гёте: «Я не хотел бы походить на тех, чье времяпрепровождение днем протекает в жалобах на головную боль, а ночью — в поглощении вина, которое вызывает эту боль». Он способен произнести: «Все! Надо завязы­вать! Пью, пью, скоро сопьюсь, а смысл-то во всем этом какой?»...

...Мозг алкоголика порядком «проспиртовывается». У пьющего отмечаются признаки специфической ал­когольной деградации личности. Но безнадежен ли для лечения такой человек? Нет, не безнадежен, ведь это далеко не вся его личность. Под алкогольной ли­чиной (общей для всех пьяниц) сохраняется резерв­ная часть личности, на которую можно опереться при лечении. Это способность к общению, к реконструкции нравственных ценностей, к развитию неалкогольных интересов и совершенствованию воли...

...И если алкоголик осознает необхо­димость ведения образа жизни трезвого и непьюще­го человека, это будет началом того пути, по кото­рому он постепенно уйдет от алкогольной зависимо­сти, в которую сам же добровольно попал.

Никому не хочется превратиться в грязного про­пойцу, гонимого всеми. Никого не привлекает образ оборванного попрошайки. Но многих «бывших» ал­коголиков также и не прельщает трезвость как образ жизни. «Трезвость — не трагедия ли?» Она ставится в один ряд с потерей ноги, ослеплением, с похорона­ми близких людей. «Подлечился у врача, закодировался на три года, а трезвость на всю жизнь — это геройство, оно не для меня! Мне нужен всего лишь перерыв в пьянстве, а затем умеренное, культурное употребление спиртного»...

Когда решается вопрос о том, чтобы бросить пить, в жизни человека наступает момент, когда ему необ­ходимо разобраться в себе, понять, почему у него возникла психическая зависимость от алкоголя и он не может жить счастливо и спокойно вне состояния алкогольного опьянения. Потом трезвость поможет бывшему алкоголику научиться жить по-новому. А для начала следует выявить несостоятельность прежнего образа мыслей и действий.

Как-то в одной из телепередач выступал извест­ный в прошлом спортсмен, переставший несколько лет тому назад употреблять спиртные напитки. Он при­страстился прикладываться к бутылке по субботам. Каждую субботу он напивался, а в воскресенье «от­ходил». Затем наступала рабочая неделя, а в следую­щую субботу все повторялось сначала. Однажды на воскресенье была назначена встреча с коллегами из-за рубежа. А в воскресенье он, как всегда, чувство­вал себя скверно и выглядел неприглядно. Кое-как привел себя в порядок и отправился на встречу. Беседа с коллегами не клеилась. Одна женщина из деле­гации, поняв состояние «звезды», иронически улыб­нулась...

Две недели кряду спортсмена не покидало чувство стыда. Раньше ничего подобного он не испытывал. Легкая улыбка иностранки, увидевшей его после по­пойки, что-то перевернула в нем. Он не пил в суббо­ту, затем в следующую и в следующую тоже. Так он перестал пить. Совсем.

Другой пример.

Пять лет назад Борис И. весь пожелтел, «пропил печень». Три недели смотрел на себя, лимонного, в зер­кало и вдруг понял, что «отдает концы». Обуял страх, словно его «живьем в гроб заколачивают». И вспомнил слова врача: «Все, милый человек! Цирроз. Либо не пьешь — и тогда ты живой. Либо пьешь — и тогда делай заказ в магазине похоронных принадлежностей». Альтернатива зловещая, и Борис И. сделал выбор: «От­ныне я — трезвенник! Жена, дети — хотя бы из-за них стоит жить!»

...Действительно, очень многое зависит от цели, которую себе ставит человек. ..

... Если человек руководствуется принципом: «Трез­вость — норма жизни», то он находится в начале пути, который уведет его от алкогольной зависимости. Но хватит ли у него силы воли для выполнения плана действия — что, как, когда и в какой последователь­ности надо делать для достижения цели. Если же считать, что «трезвость— это подвиг», то подвиг как поступок рано или поздно заканчивается...

Дорогие читатели! ...обращаемся ко всем больным...: присоединяйтесь к людям, исповедующим принцип: «Трезвость — это нор­ма жизни», и вы выберетесь из трясины. Тогда вам откроется захватывающий и интересный мир, а жизнь наполнится интересной работой, любовью и яркими пе­реживаниями. Решайтесь, пока еще не все потеряно!

Пробудилась тревога

В протрезвевшей душе

— Значит, к светлой дороге

Сделать шаг ты сумел.

И все дальше ненастье.

Ты себя превозмог.

Норма жизни есть счастье.

Трезвость — счастья залог.

/Ю.А.Кутявин/


Возврат к списку