Раннее детство – время начинать (первые шаги формирования твердого отрицания наркотиков)

ребенокОтрывок из книги Т.Н.Братиловой, О.П.Починюк «В семье наркозависимый. Что делать?»

Как известно, беда, связанная с наркоманией, вползает в дом незаметно. Очень мало примеров, что в первый же вечер мать или отец замечают за своим чадом что-то неладное и предпринимают какие-то меры. Но действовать надо задолго до того, как замечены первые признаки употребления наркотиков. Собственно, это одна из важнейших форм заботы о своем ребенке, его жизни и будущем.

Почему-то устоялось мнение, что на семейном уровне антинаркотические беседы нужно начинать в подростковом возрасте. Сколько матерей и отцов впоследствии кусали локти из-за того, что оказались в плену этого стереотипа! Разговаривать с ребенком следует гораздо раньше. Хотя, конечно, в каждом возрасте есть свои поводы для бесед на эту довольно щекотливую тему. Зарубежные специалисты, в частности, американские, выделяют пять периодов работы с ребенком по профилактике наркозависимости, имеющих свои особенности: 4-5, 5-8, 9-11, 12-14 и 15-17 лет. Есть смысл взять на вооружение многие из прошедших проверку рекомендаций. Тем более что результат был положительный, о чем свидетельствует та же статистика США.

Итак, начнем с самого раннего возраста ребенка — 4—5 лет. В это время у него активно формируются взгляды на многие взрослые проблемы. Пусть не всегда ребенок может дать им правильное толкование, но этот период оказывает важное влияние на решения, которые будут приниматься в последующие годы. В этом возрасте дети стремятся узнавать и запоминать правила поведения, стараются, глядя на родителей и других авторитетных для них взрослых людей, понять, что такое хорошо и что такое плохо. Хотя они уже достаточно большие, чтобы понимать — курение для них плохо, но еще не готовы к восприятию сложных данных о вреде алкоголя, табака, наркотиках.

Что можно и весьма желательно предпринять в данный период? Расскажите, почему детям нужна здоровая пища. Попросите ребенка назвать несколько любимых продуктов и разъясните, как эта пища способствует поддержанию здоровья и силы. Формирование положительного мнения о полезных продуктах и напитках в дальнейшем позволит критически отнестись к «вредным».

Расскажите ребенку о хранящихся дома ядовитых и опасных веществах, прочтите вслух предупреждающие этикетки на продуктах. Поясните, что не на всех «плохих» лекарствах имеются предупреждения об опасности попадания их в организм человека, а потому можно есть или нюхать только ту пищу или прописанное лекарство, которые им дают родители и в которых они уверены. Разъясните, что лекарства могут помочь тому, для кого они предназначены, но повредить любому другому, особенно детям. Понятно, что родители предпочитают хранить химические вещества подальше от ребенка. Но, к сожалению, беда именно потому и случается: ребенок не осведомлен об опасности, а с возрастом, любопытствуя, способен проникнуть во все потаенные уголки дома — спрятать от него что-то сложно...

Постарайтесь, несмотря на загруженность по работе и иные дела, выделить регулярное время, когда вы можете все внимание уделить вашему ребенку. Сядьте с ним рядом и поиграйте. В доброжелательной форме узнайте о том, что ему нравится и не нравится, дайте ему понять, что вы любите его. Тем самым родители создают. прочные отношения доверия и привязанности, которые позволят облегчить решение более сложных проблем в грядущие годы. К сожалению, некоторые родители четко соблюдают режим выгула любимой собаки, но о собственном малыше забывают, уделяя ему внимание лишь время от времени. Потом же удивляются, почему у них нет взаимопонимания. В 12—14 лет уже поздно «наводить мосты», у сына или дочери найдутся другие авторитеты: на улице, в школе.

Занимаясь с ребенком, исподволь прививайте понимание таких принципов, как играть честно, делиться игрушками и говорить правду. Это изначально задаст рамки взаимоотношений: ребенок будет знать, какого рода поведения вы от него ожидаете.

Поощряйте вашего ребенка следовать советам мамы и папы, не стесняться задавать вопросы, если он чего-то не понимает. Никогда нельзя отмахиваться от просьбы что-либо разъяснить, переносить более обстоятельную беседу по важной для сына или дочери теме на «потом».

Если у вашего ребенка что-то не получается в процессе игры, воспользуйтесь этим для развития навыков преодоления проблем. К примеру, если башня из кубиков все время падает, поработайте вместе, чтобы найти возможные решения. Превращение негативной ситуации в успешную укрепляет уверенность ребенка в собственных силах. В противном случае он не сможет выработать в себе бойцовских качеств, будет и в дальнейшем уповать на помощь со стороны или станет бросать не получающееся у него занятие.

По возможности разрешайте вашему ребенку выбирать, что ему надевать. Даже если одежда не совсем выдержана в цветовой гамме, вы развиваете способности ребенка к принятию решений. Какие-то коррективы или вы ему ненавязчиво подскажете (к примеру, оценивая наряд кого-то другого), либо сам ребенок со временем научится делать правильные выводы, общаясь со свер-стниками.

Гораздо более серьезные беседы можно вести с детьми 5—8 лет. В этом возрасте они обычно демонстрируют растущий интерес к миру, находящемуся за пределами семьи и дома. Это и понятно: ребенок ходит в старшую группу детского сада, готовится к школе, а потом и ходит в нее. Расскажите, что любое вещество, которое че-ловек принимает внутрь, отличное от пищи, может быть крайне вредным. Поясните, как наркотики мешают работе организма и могут привести к очень плохому самочувствию или даже привести к смерти. Разъясните понятие привыкания: что употребление наркотика может стать вредной привычкой, от которой трудно избавиться. Хвалите ваших детей за уход за своим телом, за отказ от того, что может навредить. Только не переходите на систему поощрения, ребенок все это делает ради самого себя и он это должен отчетливо понимать.

На что следует обратить особое внимание? Ребенок должен понимать, чем отличаются друг от друга продукты питания, яды, лекарства и наркотики. Последнего слова не нужно бояться — ребенок все равно его услышит, и весь вопрос в том, насколько правильно истолкует.

Поскольку в этом возрасте дети часто болеют, это повод познакомить сына или дочь с тем, что лекарства, прописанные врачом и принимаемые под руководством взрослого, могут помогать в период болезни, но окажутся вредными при неправильном употреблении. Вывод: нужно держаться подальше от неизвестного вещества.

Даже если у вас в семье никто не употребляет алкоголь, это не значит, что о нем не стоит говорить с ребенком. Конечно, сам по себе пример непьющих родителей очень важен, но все равно следует разъяснить, почему употреблятьалкоголь не следует, причем даже в небольших количествах.

В возрасте 9—11 лет с ребенком уже можно обсуждать тему, почему некоторых людей привлекают наркотики. Вы можете воспользоваться любопытством ребенка по поводу серьезных травмирующих событий в жизни людей (автомобильной аварии или развода), чтобы подойти к вопросу, как наркотики могут стать причиной этих событий. Кроме того, дети этого возраста любят узнавать различные факты, особенно малопонятного рода. В этом возрастном периоде обычно интересуются и тем, как наркотики действуют на мозг или организм. Поясните, что любое вещество, принятое в излишнем количестве, может быть опасным. Приведите примеры печального исхода от применения наркотиков, обратитесь к биографиям певцов, артистов, других известных личностей, чей творческий путь был прерван наркотиками.

В это время крайне важное значение приобретают друзья, а также надлежащее положение в группе и восприятие себя другими как «нормального». Ребенок покидает свое узкое и всячески защищающее его окружение и вступает в более многочисленную и более разобщенную толпу сверстников.
Старшие дети могут пытаться познакомить вашего ребенка с алкоголем, табаком и наркотиками. Исследования показывают, чем раньше дети начинают употреблять эти вещества, тем больше вероятность возникновения серьезных проблем. К такому повороту событий ребенка надо готовить: ему надо рассказать, как действовать. Лучше всего отрепетировать возможные сценарии, в которых друзья предлагают наркотики. Пусть ваши дети поучатся произносить с чувством: «Это очень вредно!» Разрешите им сослаться на вас: «Моя мама убьет меня, если я выпью пива!». «Не хочу расстраивать родителей» — вот одна из главных причин отказа от употребления марихуаны, которую приводят дети этого возраста. Может, для подростка такие ответы выглядят наивными, но в десять лет они вполне подходящие.

Что еще нужно знать в этом возрасте? Следует разъяснить сыну или дочери механизм воздействия алкоголя, табака и наркотиков на организм. Не стоит скрывать, что существует опасность наступления комы или смертельной передозировки — этим все зачастую и заканчивается. Рассказать, как и почему может возникать привыкание к наркотикам и как они могут приводить к потере контроля над своими поступками. Отдельно остановиться на причинах, почему наркотики особенно опасны для растущего организма, как они влияют на внешность — в это время дети начинают обращать повышенное внимание на то, как они выглядят.

Не нужно только замыкаться на частных проблемах, ребенок уже в состоянии уяснить, что алкоголь и другие наркотики создают трудности не только для тех, кто их употребляет, но и для его семьи и мира в целом. Тем более что и в школе учителя тоже говорят об этом.

Обсудите, как реклама, музыкальные и телепередачи бомбардируют идеями, будто употребление алкоголя, табака и других наркотиков выглядит шиком. Постарайтесь, чтобы ребенок самостоятельно сделал правильные выводы. Похвалите за то, что он способен отделять мифы от реалий, мыслит самостоятельно.

Особое внимание — окружению ребенка. Если его друзья употребляют наркотики, то велика вероятность того, что и он их попробует. Лучше всего познакомиться с друзьями ваших детей, узнать, где и как они проводят время, чем им нравится заниматься. Если их досуг занят полезными вещами: чтение, спорт, музыка, художественное творчество или углубленное изучение каких-то предметов, то это большая гарантия того, что ничто плохое вашему ребенку не угрожает. Естественно, нужно, чтобы и у вашего ребенка появилось увлечение, пусть даже если это связано с расходами.

Познакомьтесь ближе с родителями друзей вашего ребенка. Это обычно происходит если не во дворе, то на родительском собрании, при подготовке к дням рождения детей и в других случаях — повод всегда можно найти. Вместе легче будет следить за настроениями в детской среде, узнавать об интересах и трудностях.

Пожалуй, период 12-14 лет — самый трудный. Время «конфликта поколений». Подростки руководствуются мнением ровесников, и их привлекают риск и опасности. Хотя они и в самом деле часто не воспринимают речи родителей, борясь за свою независимость, но нуждаются в поддержке, участии и руководстве больше, чем когда-либо.

Что можно взять на вооружение в ненавязчивых беседах о наркотиках? Воспользуйтесь тем значением, какое молодежь придает своему социальному образу и внешности, подчеркивая непосредственные и непривлекательные последствия употребления табака и марихуаны. Например: курение приводит к появлению плохого запаха изо рта, влияет на цвет кожи, способствует появлению прыщей на лице. В то же самое время необходимо обсудить и долговременные последствия наркотиков.

На фоне первых размышлений о будущей профессии, сфокусируйте внимание подростка на том, что недополучение важнейших социальных и эмоциональных навыков, которые обычно приобретаются в юности, усложнит и обеднит его взрослую жизнь.

Многие в этом возрасте любят кататься на велосипедах, роликах, мопедах. Поэтому не стоит обходить молчанием случаи автотранспортных происшествий со смертельным исходом и увечьями, свяжите их с возможным пагубным влиянием алкоголя или наркотиков.

Наконец, прямо говорите о том, что привыкание к наркотику неизбежно приводит к разрушению здоровья и психики, к смертельному исходу.
Оставшийся до совершеннолетия период, когда ваш ребенок еще способен с должным вниманием отнестись к советам родителей, — это 15-17 лет. Конечно, в дальнейшем рекомендации отца или матери также большинством востребованы, но внимать вам будет уже не наивный ребенок, а взрослый самостоятельный человек, ре-шающее слово уже останется за ним.

Юноша или девушка уже многое знают о наркотиках, проводят различия не только между теми или иными видами, их последствиями, но и между пробным, случайным употреблением и привыканием. Они видят (или догадываются), что некоторые их сверстники принимают наркотики. Для того, чтобы сопротивляться влиянию ровесников, вашему ребенку нужно нечто большее, чем общая идея о зле наркотиков. В этом возрасте целесообразно рассказать подросткам о том, как употребление алкоголя, табака и прочих наркотиков во время беременности связано с появлением дефектов у новорожденных. Нужно слышать слова родителей о том, что любой человек может стать наркоманом и что даже не-систематическое употребление наркотиков может привести к кризису. Тем более что примеров таких немало, и детьми они воспринимаются совсем по-другому, чем в детский и подростковый период.

Как правило, подростки — идеалисты и любят слушать, как они могут улучшить мир. Убедите своих детей-подростков» что употребление наркотиков — это путь к гибели цивилизации или по крайней мере многих лучших ее представителей. Важно хвалить и поощрять подростков за все то, что они делают хорошо, за правиль-ный выбор решений. Когда вы испытываете гордость за сына или дочь, скажите им об этом. Знание, что их замечают и высоко ценят взрослые, оказывает мощное стимулирующее воздействие.


Возврат к списку